Сквозная рабочая программа начальная школа

Литературное чтение «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

6.ПООП   НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУСОШ №47 19.05.2015 года.

7.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской про­граммы по литературному чтению, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

 

Общая характеристика учебного предмета

В программе за основу взят тематический принцип группировки материала.

В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

В 3-м классе дети открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип.

Интерес к процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель курса  литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формировать технику чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развивать устную и письменную речь (в том числе значительное обогащение словаря), овладеть речевой и коммуникативной культурой; развивать творческие способности детей;

4) приобщить  детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

 

Место данного  предмета  в учебном плане школы.

В соответствии учебным планом и программой начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В 1 и 2 классах по четыре часа в неделю (136 ч. в год),-102 модуля  в 3 по три часа в неделю (102 ч. в год)  -76,5  и 4 классах по 2 часа в неделю (68ч. в год)-51 модуль.  Общий объём учебного времени составляет  часов.-442- 331,5модулей.

Математика «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

6.ПООП   НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУ СОШ №47 19.05.2015 года.

7.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской про­граммы по математике JI. Г. Петерсон (2010 г.), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту[1]:

  1. Петерсон, Л. Г. Математика. 1-4 класс : учебник : в 3 ч. / J1. Г. Петерсон. — М.: Ювента, 2011.
  2. Петерсон, Л. Г. Математика. 1-4 класс : метод, рекомендации / JI. Г. Петерсон. — М. : Ювента, 2010.
  3. Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике дня начальной школы. Вып. 1-4. Вариант 1 / Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова. — М.: Ювента, 2011.
  4. Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Вып. 1-4. Вариант 2 / Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова. — М.: Ювента, 2011.
  5. Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики : 1-4 класс : метод, рекомендации / JI. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. — М. : Школа 2000, 2010.

Обоснования введения курса

Общая характеристика учебного предмета         

Содержание курса математики строится на основе:

− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности;

− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана        система начальных математических понятий;

− дидактической системы деятельностного метода.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ).

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  2. Выявление места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Реализация построенного проекта.
  2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  4. Включение в систему знаний и повторение.
  5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность систем- ного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

  1. Приобретение опыта выполнения УУД.
  2. Мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения

УУД (или структуры учебной деятельности).

  1. Тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль

и коррекция и контроль.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения.

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Отбор содержания и последовательность изучения математических понятий осуществлялись на основе системы начальных математических понятий, обеспечивающей преемственные связи и непрерывное развитие следующих основных содержательно методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической.

Система подбора и расположения задач создает возможность для их сравнения, выявления сходства и различия, имеющихся взаимосвязей (взаимно обратные задачи, задачи одинакового вида, имеющие одинаковую математическую модель и др.).       Особенностью курса является то, что после планомерной отработки небольшого числа базовых типов решения простых и составных задач учащимся предлагается широкий спектр разнообразных структур, состоящих из этих базовых элементов, но содержащих некоторую новизну и развивающих у детей умение действовать в нестандартной ситуации.

Большое значение в курсе уделяется обучению учащихся проведению самостоятельного анализа текстовых задач, сначала простых, а затем и составных. Учащиеся выявляют величины, о которых идет речь в задаче, устанавливают взаимосвязи между ними, составляют план решения. При необходимости, используются разнообразные графические модели (схемы, схематические рисунки, таблицы), которые обеспечивают наглядность и осознанность определения плана решения. Дети учатся находить различные способы решения и выбирать наиболее рациональные, давать полный ответ на вопрос задачи, самостоятельно составлять задачи, анализировать корректность формулировки задачи.

Система заданий курса допускает возможность организации кружковой работы по математике во второй половине дня, индивидуальной и коллективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей су­ществования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в об­ществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, измене­ние формы, размера и т. д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются ус­ловием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокрови­ща искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики по­зволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точ­ку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, математика  развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Изучение математики, существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса математики  является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений  привила их конструирования, способствует формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивать логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывать механизм раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Математика  занимает одно из ведущих мест в формировании научно — технического мышления школьников.

 

Цели изучения математики в 1-4 классах 

Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности  средствами предмета «Математика».

Соответственно, задачами данного курса являются:

  • формировать у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности по­средством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универ­сальных учебных действий;
  • приобретать опыт самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • формировать специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, ал­горитмического и эвристического мышления;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики на­чального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедли­вости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формировать математический язык и математический аппарат как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  • реализовать возможности математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • овладеть системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повсе­дневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • создать здоровьесберегающую информационно-образовательную среду.

Данный  УМК Петерсон, Л. Г. Математика. 1-4 класс : учебник : в 3 ч. / J1. Г. Петерсон. — М.: Ювента, 2011.

содержательные линии     УМК  совпадают со спецификой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №47».

Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в них адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка.

ИЗО «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

 

6.ПООП   НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУСОШ №47 19.05.2015 года.

7.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской про­граммы по русскому языку, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству для 1-4 класов раз­работано на основе Примерной учебной программы начального общего образования, автор­ской программы О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской в соответствии с требованиями федераль­ного компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Для реализации программного содержания используются учебник и рабочая тетрадь:

  • Куревина, О. А. ИЗО. («Разноцветный мир»). 1-4 класс : учебник /
    О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская,. — М.: Баласс, 2015.
  • Куревина, О. А. Рабочая тетрадь по ИЗО для 1-4 класса «Разноцвет­
    ный мир» / О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. — М.: Баласс, 2015. — 80 с.: ил.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требо­ваниям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Предмет «Изобразительное искусство» нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Основные цели курса

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, эстетического чувства.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

  1. Расширить художественно-эстетический кругозор (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  2. Воспитывать зрительскую культуру, умение увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
  3. Приобщить к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
  4. Осваивать изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
  5. Создавать простейшие художественные образы средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
  6. Осваивать простейшие технологии дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

Общая характеристика учебного предмета

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией,

литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых

выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.

В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.). Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.

Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность человечества — осознание себя не только гражданином России, но и частью ми­рового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к мн Содержание курса ИЗО создает реальные условия для обучения построению ал­горитмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, вовремя их устранять, умения не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.

 

Информатика «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

6.ПООП   НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУСОШ №47 19.05.2015 года.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской про­граммы по информатике, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.

Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 2-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.

Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.2-4 класс.

 

 

Рабочая программа  предполагает следующие сроки изучения материала:

 

2 класс-34 часа 25,5 модулей в год;

3 класс-34 часа25,5 модулей  в год;

4 класс-34 часа25.5 молулей в год;

 

В связи с условиями и возможностями школы, изучение курса, начато  со 2 класса в связи с универсальностью программы, логическим повторением курса на всех этапах изучения.

Программа «Информатика в играх и задачах» актуальна и педагогически целесообразна в условиях школы, где социализация и успешная адаптация выпускников школы в новых условиях рынка труда является приоритетным направлением образовательной программы начального общего образования.

 

Цель программы — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:

— развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;

— расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

— развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

Общая характеристика учебного предмета

К основным результатам изучения информатики в начальной общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

В курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам — тетрадям;
  • проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и последовательности изучения курса.

Логико-алгоритмический компонент в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

 

Целью обучения курса «Информатика» является формирование функционально-грамотной личности, владеющей системой практических знаний и умений, применение формальной логики при решении задач, умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Исходя из целей курс призван решать следующие задачи:

  1. развивать у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применять формальную логику при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
  • уметь планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • Рассматривать сложные объекты и явления в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
  • уметь объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; уметь описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создать у учеников навыки решения логических задач и ознакомить с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие блоки:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих блоков изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Окружающий мир «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

6.ПООП   НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУСОШ №47 19.05.2015 года.

7 Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требо­ваниями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1-4 класс («Наша планета Земля») : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. — М.: Баласс : Школьный дом, 2013.
  2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1-4 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. — М.: Баласс : Школьный дом, 2013.
  3. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 1-4 класс («Наша планета Земля») / A. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. — М. : Баласс : Школьный дом, 2013.
  4. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1-4 класс («Наша планета Земля») : метод, рекомендации для учителя / A. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. — М. : Баласс, 2013.

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета         

 

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный ин­тегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, истори­ческие знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного по­знания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в усло­виях российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овла­девают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся ос­мысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической гра­мотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ста­вить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школь­ника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная ос­нова для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физи­ческой культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаи­мосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами при­роды и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное бла­гополучие. Курс «Окружающий мир» представляет учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, био­логии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же дан­ного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний мо­гут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этно­культурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее на­циональное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе началь­ного общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Технология «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

6.ПООП   НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУСОШ №47 19.05.2015 года.

7.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской про­граммы по технологии, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Развернутое тематическое планирование по Изобразительному искусству  для 2 класса раз­работано на основе Примерной учебной программы начального общего образования, автор­ской программы О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской в соответствии с требованиями федераль­ного компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2015).

Для реализации программного содержания используются учебник и рабочая тетрадь:

  • Куревина, О. А. Технология. («Разноцветный мир»). 1-4 класс : учебник /
    О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская,. — М.: Баласс, 2015.
  • Куревина, О. А. Рабочая тетрадь по технологии для 1-4 класса «Разноцвет­
    ный мир» / О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. — М.: Баласс, 2015. — 80 с.: ил.

 

Общая характеристика учебного предмета

Курс»Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требо­ваниям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • Формировать целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формировать мотивацию успеха и достижений, творческую самореализацию на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • познакомить с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения;
  • развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческое мышление (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развивать регулятивную структуру деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозировать (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических — текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомить с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Русский язык «Школа-2100»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010);

 

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)

 

  1. ПООП НОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с учетом:

ООП НОО ОУ№47, утверждена директором  МБОУСОШ №47 19.05.2015 года.

  1. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской про­граммы по русскому языку, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
  2. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 2 класса общеобразоват. школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. — М. : Баласс, 2013.
  3. Комиссарова, JI. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной : пособие для учащихся / J1. Ю. Комис­сарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. — М. : Баласс : Школьный дом, 2013.
  4. Исаева, Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной). — М. : Баласс, 2014.
  5. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. — М. : Баласс, 2013.
  6. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. — М. : Баласс, 2013.
  7. Бунеева, Е. В. Русский язык. 1 и 2 классы : метод, рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. — М. : Баласс, 2013.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следую­щие цели:

  • познавательная предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мыш­ления;
  • социокультурная — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической ре­чи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • развить речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в со­ответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоить учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладеть обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, со­ставлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объёма;
  • воспитать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лин­гвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литера­турным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в кото­рой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального лите­ратурного образования.

.Отбор содержания подчиняется следующим требованиям, предъявляемым обществом, пе­дагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

усиление деятельности ого подхода при обучении русскому языку;

  • обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и спо­собов деятельности (интеллектуальных — обобщение, классифицирование, сравнение; познава­тельных — учебно-познавательные мотивы, учебная самостоятельность и потребность в творче­ском самовыражении, умения принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности, работать над их достижением; организационных — сотрудничество и планирование деятельности);усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника. Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного ма­териала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока, а с другой — позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.

Это определило цель обучения:  формирование функционально грамот­ной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребёнка, помочь ему осознать себя носи­телем языка.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта началь­ного общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обу­чения:

  • развивать речь, мышление, воображение школьников, уметь выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • приобретать знания и умения, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выра­зительно говорить, писать и слушать на родном языке;
  • овладеть способами индивидуальной, коллективной, парной и групповой деятельностей;
  • осваивать компетенции- коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образова­ния: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компе­тенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенство­вание навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидакти­ческие единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно- познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных ком­петенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития лингвистических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разно­образия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Сис­тема учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усиле­нию мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятелъностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпу­скнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к но­вациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодейство­вать с людьми.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует при­стального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики об­щения младших школьников. В Обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста.

Функции слова, предложения, текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в Обязательном минимуме во взаимосвязи, все три единицы речи рас­сматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, тексты уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и рече- ведческом аспектах, а именно, больше учебного времени отводится работе по формированию умений и навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности. Та­кой подход требует и новой логики построения урока. При такой переориентации обеспечивается значительное повышение результативности учебного процесса при одновременном снижении его трудоёмкости. Основой такой работы становится текст.

Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтак­сису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школь­ника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксиче­ском строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Основная идея курса русского языка — его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели фор­мального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение при­менять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.

Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформиро­ванное™ умений устной и письменной речи, мышления, воображения.

Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребно­стей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.

Образовательный минимум предусматривает усиление внимания к развитию информаци­онной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словарь; словарь синонимов и др.). Эта работа может быть пред­ставлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное разви­тие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой

Цели обучения русскому языку в начальной школе:

-развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

-формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

— формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

-формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

-развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

-формирование у детей чувства языка;

-воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

-сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к мини­мальному объему содержания образования по русскому языку, и с учетом стандарта конкретно­го образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектирова­ны цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра — осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчислен­ными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе — это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

Ценность красоты и гармонии — осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины — осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственно­сти, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества — осознание роли труда в жизни человека, развитие органи­зованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества — осознание себя не только гражданином России, но и частью ми­рового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к мн Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению ал­горитмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, вовремя их устранять, умения не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.